- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические аспекты инновационной деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000351 |
Тема: | Теоретические аспекты инновационной деятельности |
Содержание
Содержание Введение ………………………………………………………………..……… Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………………………. § 1.1 Базовые понятия и концепции инновационного………………………. § 1.2 Модели инновационного развития регионов за рубежом……… § 1.3 Роль государственного стимулирования инновационных процессов в условиях кризиса……………………………………………… Глава 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………… § 2.1 Инвестиционная привлекательность региона…………………………… § 2.2 Стратегии и государственные программы инновационного развития…. § 2.3 Анализ результатов инновационной деятельности в Калужской области.. Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ § 3.1 Рекомендации по улучшения институциональных основ инновационной деятельности ……………………………………………… § 3.2 Обнинск – коммуникативная площадка для обеспечения информационно-технологического прорыва в Калужском регионе… Заключение …………………………………………………………….... Список литературы ……………………………………………………... Введение В современных условиях инновации и инновационная деятельность выступают ключевым фактором развития социально-экономических систем, во многом определяют их структуру и темпы роста. К сожалению, существует проблематичность внедрения инновационного подхода в России, обусловленная тем, что первоначальный период стартовал слишком поздно. Было упущено много времени и возможностей. Западный опыт показывает насколько важно уделять должное внимание инновационному менеджменту, инвестированию в государственные программы по развитию регионов, изучению маркетинга продуктов и услуг. И главное, что показали мировые экономические реалии, что надо как можно быстрее уходить от экстенсивного направления развития экономики в сторону инновационной деятельности, направленной на повышение качества продуктов и услуг, за счет научно-технических достижений и новых методик в управлении. Уровень экономического развития стран и отдельных регионов, их способность сохранять устойчивость в условиях циклической динамики мирового хозяйства во многом определяются результативностью управления инновационными процессами и эффективностью инновационной деятельности. Поэтому исследование форм и способов организации и стимулирования инновационной деятельности, разработка современных подходов к формированию стратегий и направлений инновационного развития хозяйственных систем является важной и актуальной задачей. Практические использования научных разработок по внедрению инноваций привело к существенному развитию экономик США, Канады, стран Западной Европы, Японии и Южной Кореи. Это дало возможность сделать скачок в экономическом развитии, основанный не только на создании новых типов продукции и технологических процессов, но и на минимизации себестоимости и значительном повышении производительности труда. Компании, которые внедряли инновации, стали более успешными и конкурентоспособными не только на своих внутренних рынках, но и на международном рынке товаров и услуг в непростую эпоху глобализации экономического пространства. Россия же стала просто рынком сбыта выпущенной продукции для фирм развитых государств. Одной из важнейших причин повышенной уязвимости России к кризису, по мнению ведущих российских экономистов, является сложившаяся структура экономики, характеризующаяся низкой степенью диверсификации, ориентацией на экспорт сырья, топлива и продуктов первичной переработки. Экономика страны не может стоять только на одном ките – природных ресурсах, это приведет к колоссальным проблемам. Последний год стал тому подтверждением. Сейчас, как никогда важно выбрать новое направление для развития страны. Непростительной ошибкой было бы просто ждать повышения цен на энергоресурсы, оставаясь полностью зависимыми от них. Необходимость перехода России к инновационному развитию очевидна. Страна, которая всегда славилась своими научными деятелями, обязана создать достойную инфраструктуру для реализации научного потенциала граждан. Инновационных подход к экономике в государственных масштабах - это невероятные перспективы для благополучия страны. Успешная деятельность российских ученых за рубежом, еще раз доказывает, что причины отставаний в развитии российских компаний и предприятий надо искать не в недостатках российских технических разработок, а в структурных научно-практических проблемах организации инновационного процесса. По данным приведенным в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) более 35 тысяч российских ученых работает за границей. На первый взгляд, цифра может показаться не очень большой, но по масштабам российской науки это очень внушительная цифра. Нужен новый подход, в основе которого буде лежать понимание, что научно-инновационная деятельность – это движущая сила социально-экономического развития в современную эпоху. В основе современной экономики лежит постоянное генерирование новых знаний, их технологическое освоение и эффективная коммерциализация. Мировой кризис способствует появлению целых серий нововведений в различных областях и сферах хозяйствования, поэтому он несет в себе не только негативные явления, но и значительный потенциал обновления технологической базы и структурной перестройки мировой экономики. Анализ экономического развития стран, которые имеют аналогичное по географическому и административному признакам устройство с Россией, показал, что ключевым уровнем экономической системы должна являться экономика регионов и территорий. Инновационное развитие российской экономики невозможно без соответствующих крупномасштабных инновационных преобразований на региональном уровне, без включения региональных механизмов в народнохозяйственный трансформационный процесс. В то же время, теоретические и методологические основы формирования эффективной инновационной политики как неотъемлемой составной части антикризисных мероприятий пока еще не получили достаточного развития, что и определило актуальность данной работы. Степень научной разработанности темы. Проблемам инновационного развития экономики и общества посвящено значительное число научных публикаций. Исследования, направленные на рассмотрение сущности инноваций и инновационной деятельности, инновационного развития хозяйственных систем, нашли свое отражение в работах зарубежных и отечественных ученых. За рубежом исследованием этих вопросов занимались Р. Акофф, Ф. Бродель, С. Кузнец, Б. Лундвалл, Г. Менш, М.Портер, Б. Твисс, П. Уайт, Р. Уотермен, Р. Фостер, К. Фримен, И. Шумпетер, Ф. Янсен. В России данной проблематике посвящены работы Л.И. Абалкина, А.И. Анчишкина, С.Ю. Глазьева, Р.А. Абрамова В.П. Горегляда, Л.К. Гуриевой, М.И. Делягина, A.A. Дынкина, Н.И. Ивановой, С.Д. Ильенковой, Н.Д. Кондратьева, Б.Н. Кузыка, В.А. Кушлина, Д.С. Львова, В.Г. Медынского, H.H. Моисеева, А.Н. Фоломьева, Ю.В. Яковца. Проблемы формирования и реализации инновационного потенциала региональной экономики исследуются в работах отечественных и зарубежных ученых: В.И. Видяпина, Ю.А. Гаджиева, Б.В. Генералова, А.Г. Гранберга, Ю.А. Дмитриева, O.A. Доничева, В.И. Клисторина, Е.А. Коломак, В.А. Кретинина, И.В. Пилипенко, В.Е. Селиверстова, В.Н. Хартановича, В. Зомбарта, К. Кларка. В целом степень разработанности вопросов инновационного развития экономики в экономической науке довольно высока. Тем не менее, недостаточно освещена проблема обеспечения экономического роста региональной экономики на основе активизации инновационной деятельности в регионе в условиях посткризисного развития. Это и определило выбор темы, цели и задачи данной дипломной работы. Целью работы является разработка и обоснование приоритетных направлений инновационного развития региона для повышения эффективности инновационного развития. Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих взаимосвязанных задач исследования: - обобщить и систематизировать теоретические подходы и практический опыт реализации регионального инновационного развития в России и за рубежом; - проанализировать состояние и тенденции развития экономики и инновационной сферы Калужской области ; - определить принципы и модель формирования приоритетных направлений инновационного развития региональной экономики; - разработать рекомендации по совершенствованию системы инновационной деятельности в Калужском регионе; Объектом исследования является роль государственного стимулирования инновационных процессов в регионе. Предметом исследования выступают экономические процессы инновационного развития региона. Комплексное изучение вопросов современной российской экономики, объединенных общей проблематикой отставания от развитых стран в инновационном развитии, позволяет выдвинуть ряд предположений для проведения их дальнейшего исследования: * Российская экономика нуждается в полном структурном реформирование, и главным ее вектором должна стать инновационная направленность во всех отраслях. Это потребует системного внедрения в экономику основополагающих элементов инновационной системы: государственные инвестиции в научную деятельность, инновационный менеджмент, создание научно-технической инфраструктура, налаживание производства и сбыта; * При определенных изменениях в инновационной политики страны, период экономического кризиса может наоборот поспособствовать конкурентоспособности российских предприятий на внутреннем рынке; * Государство должно стимулировать инновационные процессы на региональном уровне. Это приводит к наибольшей эффективности данной деятельности, что наглядно демонстрируют успешные результаты государственных программ в Калужском регионе. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Базовые понятия и основные концепции инновационного развития Важнейшей современной тенденцией развития экономики ведущих стран мира является рост инновационной активности и формирование «экономики знаний», основанной на интеллектуальных ресурсах и наукоемких технологиях. Состояние глобальной конкурентной среды и закономерности мирового технологического развития определяют необходимость и безальтернативность перехода на инновационный путь развития для Российской Федерации. Разработка и реализация политики инновационной трансформации экономики страны невозможно без крупномасштабных инновационных преобразований на региональном уровне. Разработка политики инновационного развития региона может быть осуществлена только на научной основе. В связи с этим необходимо рассмотреть сложившиеся теоретические представления о сущности и классификациях инноваций, о процессах их создания и освоения, об особенностях регионального инновационного развития. В экономической литературе и нормативно-правовых и методических документах встречаются различные подходы к определению понятия «инновация». В частности, Б.Твисс рассматривает инновацию как процесс, в котором изобретение или новая идея приобретают экономическое содержание1. По мнению Ф.Никсона, инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования2. Б.Санто определяет инновацию как общественно- экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход3. В трактовке Й.Шумпетера инновация представляет собой новую научно- организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Автор известного учебника Р.А.Фатхутдинов предлагает следующее определение инновации: «Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности... Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта».4 Многообразие определений объясняется многогранностью самого явления, а также многовариантностью целей, задач и способов воплощения новшеств и инноваций. Так, для целей государственного статистического наблюдения инновация (нововведение) — это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Это определение заложено в основу законодательно закрепленных терминов «инновация», «инновационная деятельность» многих нормативно- правовых документов федерального и регионального уровня. Существуют различные виды инноваций, различающиеся между собой по множеству параметров. Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В соответствии с задачами исследования используем следующие классификации инноваций: * По типу новации выделяются технологические, организационные и маркетинговые инновации. * По основным технологическим параметрам: продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают получение технологически нового или усовершенствованного продукта или услуги, применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих. Процессные инновации - это разработка и внедрение новых производственных и организационных методов и технологий с целью повышения эффективности существующего производства, а также производства новых видов продукции. * По уровню новизны: базисные и улучшающие. Базисные инновации основаны на крупном научном открытии или изобретении и направлены на освоение принципиально новых продуктов и услуг, внедрение новых технологий. Улучшающие инновации направлены на развитие и распространение базисных инноваций, совершенствование продуктов и технологий. Они следуют за базисными инновациями и, хотя характеризуются меньшей новизной, но отличаются гораздо большими масштабами применения. Таблица 1.1 Классификации инноваций Критерий Виды инноваций Масштаб новизны инновации * инновации, новые в мировом масштабе * инновации, новые в стране * инновации, новые для фирмы Область внедрения инновации * экономические * социальные * экологические * интегральные Отрасль народного хозяйства, где внедряются инновации * инновации в сфере науки * инновации в сфере образования * инновации в социальной сфере * инновации в материальном производстве Форма новшества - основы инновации * открытия, изобретения, патенты * рационализаторские предложения * ноу-хау * товарные знаки, торговые марки, эмблемы * новая конструкторская и технологическая документация. Инновация является результатом инновационного процесса. Под инновационным процессом понимают «совокупность последовательных этапов создания, освоения и распространения инновации». Инновационные процессы развиваются в определенных территориальных рамках, что предопределяет необходимость рассмотрения региональных аспектов инновационных процессов и изучения теоретических концепций регионального экономического роста на основе инновационного развития. Существует множество направлений современных зарубежных и российских теорий экономического развития регионов. Отличаясь базовыми подходами они принимают во внимание разные факторы, по разному объясняют процесс развития и дают различные рекомендации по выбору стратегии развития региона. Среди теорий регионального развития выделяются следующие основные направления современных исследований: * теория экспортной базы (Т.Манн, П. Де Ла Курт, В.Зомбарт, Г.Ричардсон); * модель национального ромба (М. Портера) * сырьевая теория Х.А.Инниса; * теория секторов А.Фишера, К.Кларка, Ж.Фурастье; * предпринимательские теории (А.Шумпетер, Г.Менш); * теория гибкой специализации Ч.Ф.Сэйбла, Д.Цейтлина; * неоклассические теории (модель Дж.Бортса, модель сходимости Р.Солоу и Т. Свана, теория Зиберта и др.)% * теории кумулятивного роста (базовая модель Г.Мюрдаля, концепция «полюсов роста», теория «центр-периферия» и др.); * теории «Новой экономической географии»; * новые формы территориальной организации производства. Особый интерес среди теоретических концепций регионального роста представляют теории и модели инновационного развития регионов, в основе которых лежат процессы производства и распространения инноваций. Рассмотрим несколько с краткой характеристой. Модель «Национального ромба» М.Портера. Инновационная активность и конкурентоспособность регионов обусловливается уровнем развития в них определенных параметров, включенных в модель и составляющих основу конкурентных преимуществ страны или региона. Портер выделяет четыре детерминанта5: * Факторные условия: производственные факторы (квалифицированная рабочая сила, развитая инфраструктура), необходимые для успешной конкуренции в соответствующей отрасли или отраслях; * Состояние спроса: величина и структура спроса на внутреннем рынке на продукты или услуги отрасли; * Стратегия организации, структура отрасли и конкуренты: существующие условия для создания и управления компаниями, а также характер конкуренции на внутреннем рынке; * Наличие конкурентоспособных на международном уровне родственных и поддерживающих отраслей. Предпринимательская теория А.Шумпетера. Согласно данной концепции основным фактором самоорганизации и саморазвития экономики является инновационный процесс. При этом движущей силой прогресса выступает, по А.Шумпетеру, предприниматель- новатор, важнейшая функция которого заключается в создании новых методов производства, продуктов, рынков, форм организации производства и управления. Концепция «полюсов роста» впервые была выдвинута французским экономистом Ф.Перру. В ее основе лежит «эффект доминирования» одних экономических субъектов над другими, вытекающий из различий в размерах производства и капитала, из неодинаковой степени информированности, неравного доступа к ресурсам. Теория гибкой специализации (Ч.Ф.Сэйби, Д.Цейтлин) исследует влияние на региональное развитие различных производственных режимов и процессов вертикальной интеграции и дезинтеграции. Развитие рассматривается не просто как количественный рост, но еще и как качественное изменение структуры промышленности и конкурентных преимуществ (например, переход от минимизации издержек и ценовой конкуренции к конкуренции, основанной на инновации, дифференциации продукции и маркетинге, ориентированном на отдельные рыночные ниши). Рассмотрение концепций регионального инновационного развития показывает, что они разрабатывались и применялись в каждой стране с учетом имеющегося уровня социально-экономического развития и особенностей структуры экономики. Для эффективного использования этих теорий в сегодняшней действительности для целей разработки политики инновационного регионального развития требуется их определенная адаптация к условиям функционирования экономики и социальной сферы страны или региона. 1.2 Модели инновационного развития регионов в России и за рубежом Изучение опыта формирования и реализации моделей регионального инновационного развития в развитых странах даст возможность выявить наиболее эффективные методы и инструменты государственного регулирования инновационной деятельности, а рассмотрение опыта наиболее инновационно - активных регионов Российской Федерации позволит определить специфические условия и факторы инновационного развития в России. Особенностью инновационной политики США является тесное взаимодействие государственного сектора, частного бизнеса и университетов в процессе финансирования научной и исследовательской деятельности. Важная роль принадлежит крупным региональным научно-промышленным комплексам, которые осуществляют все стадии инновационного процесса. Показательным примером инновационного регионального развития является штат Огайо, где сосредоточен мощный научно-технический потенциал. Так, здесь находятся штаб-квартиры 21 американской корпорации из числа 300 лидирующих по объемам научно-технических работ. Основной организационной формой реализации инновационной политики являются инновационные программы, из которых наиболее значительной и известной считается программа «Томас Эдисон» (ПТЭ). В целом инновационная политика штата реализуется в русле плана развития научно-технического потенциала, который важное значение придает развитию инфраструктуры, содействующей научно-техническому прогрессу. При этом постоянно увеличиваются объемы финансирования и количество участников научно-технической деятельности: университетов, промышленных компаний, некоммерческих организаций, муниципальных образований. Особый упор делается на развитие кооперации между научным и промышленным секторами и стимулирование создания научно- инновационных сетей. Контролем и, при необходимости, корректировкой плана занимается постоянно действующий научно-технический совет штата, в работе которого принимают участие представители власти, бизнеса, науки, общественных организаций. В настоящее время в Европе большое значение в политике содействия инновационной деятельности в регионах придается развитию инновационных сетей - профессиональных объединений инфраструктурных организаций инновационной деятельности. Наиболее известные из них следующие: Европейская сеть бизнес-инновационных центров (The European BIC Network) - ведущая европейская сеть, объединяющая 160 бизнес- инновационных центров и подобных организаций: таких как инкубаторы, инновационные центры и центры предпринимательства. Создана Европейской комиссией и европейскими промышленными лидерами с целью координирования деятельности бизнес-инновационных центров, продвижения членов сети, развития тематических сетей и проектов Еврокомиссии, технического содействия и повышения качества. Сеть инновационных релей-центров (Innovation Relay Centres Network) - объединенные общими целями, задачами и методологией 71 региональный инновационный центр из 33 стран. Инновационные релей-центры оказывают информационные и консультационные услуги в области инноваций, трансфера и использования технологий технически ориентированным малым и средним предприятиям. Сеть «Инновационные регионы Европы» (Innovative Regions in Europe Network) - ассоциация регионов, разработавших проекты региональных инновационных стратегий. Задача сети - предоставить регионам - членам доступ к новым инструментам, механизмам инновационного развития, возможностям обучения в сфере реализации инновационной политики, направленной на повышение инновационного и конкурентного потенциала компаний региона. Значительный интерес представляет опыт реализации государственной региональной научно-технической и инновационной политики во Франции, среди инновационных регионов Франции особого внимания заслуживает опыт формирования и развития агломерации Монпелье (Montpellier Agglomeration), региона - лидера по числу вновь создаваемых инновационных фирм во Франции. Агломерацию составляют Монпелье - самый быстрорастущий город во Франции (за последние 20 лет население выросло на 30%) и более 30 близлежащих городов. Население Монпелье составляет 450 тысяч жителей, из которых 60 тысяч - студенты высших учебных заведений. В Монпелье расположены около 250 исследовательских центра, где заняты более 4 тысяч исследователей. Основные направления исследований - фармакология, информационные технологии, химия, агротехнологии, охрана окружающей среды и возобновляемые источники энергии. Новые компании, созданные для коммерциализации разработок могут получить статус резидента одного из бизнес-инкубаторов, что дает дополнительные возможности: проведение оценки технической осуществимости и коммерческой эффективности проекта; разработка бизнес- плана проекта; обучение персонала; установление деловых контактов с другими компаниями, консультантами; содействие в привлечении финансирования (грантов, субсидий, инвестиций, кредитов). Большое внимание в инновационной политике региона уделяется международному сотрудничеству. В Монпелье принята стратегия так называемого «мягкого приземления» (Soft Landing), суть которой заключается во всемерном содействии иностранным компаниям по организации бизнеса в регионе. В связи с этим в июне 2011 года в Монпелье начал действовать Международный бизнес-инкубатор MIBI (Montpellier International Business Incubator), миссия которого состоит в том, чтобы принимать и поддерживать международные компании, в том числе новые инновационные фирмы. Резиденты бизнес-инкубатора помимо традиционных услуг по предоставлению помещений и обеспечения коммуникаций получают ряд дополнительных сервисов: * поддержка в выполнении маркетинговых исследований; * консалтинговое сопровождении (налоговые, административные, юридические вопросы); * привлечение финансирования; * социально-бытовые услуги (помощь в размещении, обустройстве семей). Таким образом, анализ зарубежного опыта регионального инновационного развития позволяет выделить следующие формы и модели инновационной политики: - частно-государственное партнерство в области развития инфраструктуры инновационной деятельности; - организация и поддержка сетевого взаимодействия между участниками инновационного процесса; - стимулирование создания территориальных кластеров высокотехнологичных производств; - стимулирование международного научно-технического сотрудничества. 1.3 Роль государственного стимулирования инновационных процессов в условиях кризиса Главной целью государственной экономической политики Российской Федерации согласно программным стратегическим документам Правительства РФ6 является постоянное повышение уровня и качества жизни населения. Данная цель может быть реализована только на основе устойчивого экономического роста. В то же время в силу объективно существующих экономических законов циклического развития социально- экономических систем долговременный экономический рост не является равномерным: периоды экономического роста сменяются периодами снижения экономической активности, вследствие чего в развитии экономики наблюдается чередование различных по глубине и продолжительности подъемов и спадов. Чередующиеся подъемы и спады экономической динамики называются экономическим циклом. Экономический цикл состоит из нескольких фаз: подъем, кризис, депрессия, оживление. Каждая из этих фаз характеризуется своими особенностями, что позволяет в определенной степени прогнозировать состояние экономической конъюнктуры и формировать антикризисные стратегии. Закономерности циклической динамики социально-экономических систем были предметом научных исследований многих отечественных ученых(Л.И. Абалкин, А.И. Анчишкин, С.Ю. Глазьев, Н.Д. Кондратьев, Б.Н. Кузык, Д.С. Львов, H.H. Моисеев, П.Сорокин, М.Туган-Барановский.) Для выхода из фазы депрессии предприниматели находят и используют радикальные инновации. Нашедшие признание нововведения составляют базу экономического роста, предприниматели извлекают сверхприбыль, постепенно стимулы инновационной активности снижаются по мере диффузии инноваций и падения нормы прибыли. В следующих фазах цикла происходит распространение улучшающих инноваций (технические улучшения на основе базисных нововведений). Английский экономист К.Фримен полагает, что депрессия отрицательно влияет на инновационную активность, а внедрение базисных инноваций происходит не на стадии депрессии, а в фазе оживления большого цикла. На первом этапе радикальные нововведения формируют новые быстрорастущие отрасли. На более поздних стадиях под давлением спроса на технологические и продуктовые инновации они распространяются и на старые отрасли. Во время депрессии внедрение технических нововведений подавляется, одновременно растет социальное напряжение, для снятия которого требуются изменения, требующие организационных нововведений. Организационные нововведения, в свою очередь, создают условия и предпосылки для распространения технических инноваций. Своего рода компромиссную позицию занимает по этому вопросу немецкий экономист А.Кляйнкнехт, который уточняет тезис о формировании кластеров нововведений на стадии депрессии7. Разделяя продуктовые и процессные инновации он считает, что кластеры нововведений-продуктов действительно образуются на фазе депрессии, а вот кластеры нововведений- процессов — на повышательной стадии длинной волны. Кризисы являются обязательным элементом цикличной динамики социальных систем. Они служат болезненной, но необходимой фазой их развития, выполняя ряд функций8: * разрушительная функция — кризисы разрушают устаревшие, но все еще преобладающие элементы системы, исчерпавшие свой потенциал и тормозящие развитие системы; * созидательная функция — кризисы создают условия для утверждения и распространения новой системы или новых элементов существующей системы — уже сформировавшихся, но подавляемых устаревшими, консервативными элементами * наследственная функция — кризисы очищают от устаревших элементов и обогащают новыми элементами генотип системы (либо надсистемы) и передают его следующему поколению Кризисы в цикличной динамике цивилизаций и в других социальных системах преодолеваются с помощью революций, реформ и инноваций. Инновации позволяют сравнительно безболезненно заменить устаревшие элементы системы новыми, более прогрессивными и эффективными, адаптироваться к изменившимся условиям9. Таким образом, очевидно, что активизация и усиление инновационного сектора экономики является условием и предпосылкой интенсивного экономического роста. Особенно отчетливо это проявилось в ходе мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., который оказался для России во многом неожиданным и весьма болезненным, поскольку кризисные процессы охватили практически всю экономическую систему страны. Так, по результатам 2009 года ВВП сократился на 8%, инвестиции в основной капитал - на 16%, промышленное производство - на 11%'. Одной из важнейших причин повышенной уязвимости России к кризису, по мнению ведущих российских экономистов, является сложившаяся структура экономики, характеризующаяся низкой степенью диверсификации, ориентацией на экспорт сырья, топлива и продуктов первичной переработки. В связи с этим, актуальной становится оценка антикризисной политики правительства с точки зрения ее воздействия на изменение структуры экономики и повышение ее устойчивости во время изменения фаз экономического цикла. Современные антикризисные программы ведущих стран мира нацелены не только на выход из рецессии и возвращение к прежним темпам экономического роста, но и на изменение структуры экономики в пользу менее ресурсоемких, более экологически чистых и эффективных Рост экономического значения научно-технической сферы в условиях кризиса подтверждается и повышением внимания правительств большинства развитых стран к финансированию исследований и разработок. Так, расходы на НИОКР федеральных министерств и ведомств США в 2013 году возросли до 112,8 млрд.долл, составляя более 15% всех расходов бюджетов указанных организаций. Принципиальная позиция в отношении содержания антикризисной политики ведущих мировых стран подчеркивается в «Декларации об ответственности стран - мировых лидеров за устойчивое развитие в будущем» принятой в ходе саммита «большой восьмерки» в июле 2009 г. в Италии. Страны, подписавшие Декларацию (Российская Федерация в том числе) признали, что инновации и знания являются ключевыми факторами, способствующими выходу из кризиса и выводу мировой экономики на более устойчивый путь развития и приняли на себя обязательство ускорить нововведения, являющиеся ответом на долгосрочные вызовы развитию, и стимулировать прогресс современных производств, видов услуг и компаний, которые смогут играть решающую роль в обеспечении новых источников экономического роста. Для этого страны - лидеры приняли решение осуществлять инновационную политику, используя в том числе антикризисные программы стимулирования10. Для России из вышесказанного следует необходимость поиска путей превращения кризиса в предпосылку инновационной трансформации национальной экономики, что требует существенной коррекции программы антикризисных мер, в том числе ее увязки с концепцией и стратегиями долгосрочного социально-экономического развития страны и ее регионов, прежде всего с инновационным развитием11. Принципы и приоритеты антикризисной политики федерального правительства воспроизводятся и на региональном уровне. Но только некоторые регионы в своих антикризисных программах уделили внимание прямым и косвенным мерам воздействия на инновационное развитие своей экономики. В частности, поддержку инновационного сектора запланировали 17% обследованных регионов, развитие точек роста регионального хозяйства - 9%, стимулирование внутрирегиональной и межрегиональной кооперации - 9%, содействие повышению энергоэффективности и энергосбережению и охране природы - 21%, использование инновационных технологий и модернизацию сельского хозяйства - 22%, модернизацию и реконструкцию промышленного производства -15%. Среди наиболее популярных мер косвенного влияния на инновационное развитие региона - поддержка и развитие малого и среднего бизнеса (запланирована в 73% обследованных регионов), однако, мероприятия по развитию инфраструктуры, способствующие повышению инновационности экономики и тем самым создающие основу посткризисного развития встречаются в антикризисных программах гораздо реже. Инновационную, инженерную и другие виды (транспортную, социальную, туристическую, энергетическую и др.) инфраструктуры планируют создавать не более 20% субъектов РФ. Косвенные меры влияния на инновационное развитие регионов в антикризисных мероприятиях субъектов РФ12. Косвенные меры инновационного развития Количество регионов, ед. Доля от обследованных, % Развитие инновационной инфраструктуры 15 19 Развитие транспортной инфраструктуры 15 19 Развитие инженерной, коммунальной, туристской, социальной, энергетической и другой инфраструктуры 16 21 Развитие малого и среднего бизнеса 57 73 Привлечение иностранных инвестиций в экономику, предполагающих технико-технологическое обновление производства 6 8 Экспортная ориентация продукции АПК 15 19 Ориентация на импортозамещение в сфере развития АПК 48 62 Привлечение молодых квалифицированных специалис....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: